Образ будущего глазами консервативного революционера

Posted in Главное and tagged , .

Представителям разных идеологических групп часто задают один и тот же вопрос, каким они видят будущее страны. Причем, людей интересует ответ не в программных тезисах, а конкретика: что будет через год, через десять, через двадцать; как мы будем к этому идти и как будет меняться жизнь простого человека. Поэтому я решил немного пофантазировать на тему образа будущего с точки зрения консервативного революционера.

Нас часто обвиняют в том, что у консервативной революции нет видения будущего. Есть разговоры о великом прошлом, об архетипах, о священном, но о будущем ни слова. Как будто его не предусмотрено. Это неправда, т.к. каждый человек рожден свободным и может делать будущее таким, каким пожелает, насколько хватит сил и энергии. Захочет – изберет материю, комфорт и лень, а захочет – выберет дух, подвиг и честь.

Анти-прошлое

Очень много лет русская мысль пыталась разглядеть будущее в отрицании прошлого. Со времен просвещенного абсолютизма, через советский футуризм и русский космизм, – до либеральных проектов Новой России прошлое рассматривается исключительно как нечто, что следует преодолеть. В результате этого процесса будущее, лишенное культурного наследия прошлых поколений, каждый раз получалось интеллектуально нищим, нигилистическим и оторванным от реалий русской жизни. Поэтому, говоря об образе будущего, нужно говорить не только о его создании чего-то принципиально нового, но и реставрации исторических, философских и культурных причинно-следственных связей.

Идея консервативного реванша зрела в русской культуре с момента ее зарождения от Пушкина и Ломоносова, но за 350 лет существования эта идея так ни разу и не была принята государством. Отношение с последним у сторонников русского возрождения складывались за эти годы по-разному: на каких-то этапах это было плодотворное сотрудничество, а на каких-то – тотальная агрессия. На сегодняшний день патриотические идеи популярны в народе, как никогда ранее, но политические перспективы консервативного проекта весьма и весьма туманны. Сегодня Дух вечных идей ищет новые формы для своего воплощения в истории.

Человек Традиции не знал времени и истории потому, что самое главное событие во Вселенной уже произошло: Бог вынул Бытие из первозданного хаоса и приобщил к нему человека с той целью, что бы он поддерживал священный порядок, удерживая мир от падения в хаос. Жизнь понималась как повторяющийся раз за разом ритуал, завещанный Богом. В иной интерпретации жизни традиционное общество не нуждалось. Вхождение в исторический процесс у народа начинается только тогда, когда возникает цель, которой нужно добиться в будущем: у евреев это – завет Авраама и Яхве, у римлян – Энея с богами, у китайцев – 9 заветов с Тенгри.

Инновации + Традиция

Консервативный революционер понимает, что в истории есть вещи, которые отмирают, а есть те, которые существенно трансформируются, но продолжают жить. Этими элементами народы привязаны к вечности. Будущее для консервативного революционера, в отличие от носителей идеологий модерна, – это не tabula rasa, сочетание инноваций и наследия прошлого. Один из главных идеологов КР Эрнст Юнгер в своей политической публицистике подробно описывал футуристический проект государства ХХI века. Чем-то его государство напоминало ранний СССР времен пятилеток, всенародного энтузиазма и парада атлетов на Красной площади.

Всякое утверждение начинается с постановки проблемы. Глобализация, культурный упадок, бешеная миграция, запустение провинции, разрыв горизонтальных связей между людьми, тяжелейшая экологическая ситуация, социальная апатия – вот ряд вызовов, на которые обязана ответить современная консервативно-революционная утопия.

Возвращение земледельцев

Жизнь в грязных перенаселенных мегаполисах примитивна и убога. Современный город – это настоящая территория отчуждения человека от соучастия в Бытии. Глядя в окно панельного дома на то, что происходит снаружи, трудно не чувствовать себя посторонним. Конечно, можно неплохо устроиться и в городе: работать, вкладывая скромный экономический ресурс в собственное интеллектуальное и духовное развитие. Современный мир дает для этого все условия. Тем не менее, реализация консервативно-революционной этики будет происходить, так или иначе, не благодаря, а вопреки городу.

Когда у человека есть своя земля, а не съемная квартира, он становится ответственным за нее, приобретая иное экономическое и экологическое сознание. Быт человека Традиции был опасным и трудным, он закалял характер и тело. Задача КР – создать в обществе такие условия, которые сделают выгодными возвращение людей к аграрному или смешанному типу труда, самостоятельной экономической инициативе, новому экологическому сознанию.

Сознание определяет Бытие, мысль строит реальность. Значит, задачей должно стать распространение информации о ценности земледелия, пассионарной этики (любви к оружию и проч.) и свободы от урбанистического рабства. Отношение к природе – это индикатор нравственного здоровья в любом социуме. «Равенство возможно только между равными» – утверждал итальянский мыслитель Юлиус Эвола, опираясь на интеллектуальное наследие древних греков. Согласно консервативно-революционной логике, природа, как нерукотворное явление, является частью священной иерархии, которую нужно уважать и защищать.

Новое экологическое мышление

В наше время распространено заблуждение, что экологически направленные идеологии разрабатывают разного рода «левые». На самом деле, ни либералы, ни левые никогда серьезно не вставали на защиту окружающей среды. СССР был типичным модернистским государством, популяризировавшим идею абсолютного господства человека на планете и использующего любые ее ресурсы ради построения собственной технократической утопии. На «демократическом» Западе идеи защиты природы от переразвитой техносферы получили распространение лишь в 80-90-е гг. ХХ века. И сразу же стало понятно, что либеральная система никак не способствует сохранению экологии. Более того, ее законодательство не торопится наказывать штрафами транснациональные корпорации, наносящие наибольший вред окружающей среде. Поэтому, леваки, объявившие себя вдруг экологами, пытаются ввести в заблуждение своей популистской демагогией людей, далеких от политологических концепций и их отношений к Традиции.

Очевидно, что противостоять современному миру с его глобализмом и тоталитарным Макдональдсом не может ни одна из существующих в Евразии политических сил, поэтому нужно разработать внятную интегральную программу, ради реализации которой наши народы захотят и смогут сложиться существенными ресурсами.

Вновь настало время атаковать мир материи и денег простыми тезисами, вроде:

  • Трудовые экопоселения против загрязненных мегаполисов.
  • Сильные и здоровые люди против офисного планктона.
  • Коллективные хозяйства против засилия корпораций.
  • Экономическая солидарность против кредитного рабства!
  • Демократия против номенклатуры!
  • Свобода дискуссий против политкорректности!
  • Искусство против потребления!

Артем Федоров, специально для «Интеллектуальной среды»

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *