Архетипы, идентичность и русское будущее

Posted in Аналитика and tagged , , .

Осеннее эссе о поездке в евразийский лагерь

Конец лета запомнился одним ярким событием – поездкой в палаточный лагерь в лесу, организованный Иркутским отделением Евразийского движения. Ярким это событие сделала отвратительно холодная и дождливая погода и неожиданная для меня семантическая насыщенность этого мероприятия. Интеллектуальные беседы с евразийцами не на шутку заставили напрячь мозги. Все два дня, которые я выдержала в неблагоприятных климатических условиях приходилось в буквальном смысле преодолевать пределы собственного косности мышления.

И времени больше не будет…

Подлинные философы не ощущают ни погоды, ни дней, ни часов, ни недель. Традиция учит нас пониманию вечности, в которой одновременно существует все, что когда-либо было создано человеческим (и нечеловеческим) гением. Созерцая окружающую природу сибирской степи, внутри начинают звучать вопросы: «где я?», «с кем я?», «для чего все это?». А может мы уже в раю или каком-то сказочном царстве. Только неяркий свет прожекторов в лагере возвращал нас из евразийской сказки назад, в измученную рациональностью реальность модерна, в отчуждение, в осеннюю тоску.

И пространства…

Пространство в философии – это определенность Бытия, его проекция в чувственный мир. Преодолевать пространство пришлось еще в такси, в самом начале поездки. Останавливаться из-за плохой видимости и практически полного отсутствия дорожного покрытия на Мельничном тракте. Тот, кому хватило воли преодолеть эти небольшие трудности, был вознагражден. Это, конечно, не означает, что те, кто не смог или побоялся пройти эти пространственно-временные чертоги, оказались в каком-то проигрыше. Напротив, я думаю, что в городе их ждал их собственный опыт и собственные пределы, которые необходимо преодолеть.

Идентичности…

Главным содержанием первого лагерного дня было погружение в мир знаний. Мне запомнилась лекция одного из руководителей евразийцев Михаила Учителя на тему идентичности. Возможно, вопрос об идентичности в эпоху глобализма является ключевым для целостного понимания мира. Самоопределение – это то, что в большей степени определяет судьбу. Существует множество причин утраты народами идентичности. Это и глобализация, и отсутствие интереса к собственной истории, языку и традициям, потребительский образ жизни все прочее.

Memento mori

Кризис идентичности – это кризис идеологии. В современном мире торжествует культ эгоистичного человека, которому, как многим кажется, пока нечего противопоставить. Но, как показывает история, народы быстрее сплачивает не государственная стабильность, а общая тревога перед лицом смерти. По своему отношению к смерти люди делятся на два типа. Одни относятся к ней легкомысленно, как Герман из оперы Чайковского «Пиковая дама»: «Что наша жизнь? Игра!». Других Фридрих Ницше называл «аптекарскими душами». Они, следуя заветам предков, думают о смерти каждый день, оценивая свое пребывание в мире живых как трагедию, а неминуемую смерть как данность. Такой эсхатологический подход свойственен для традиционалистов, приверженцев аксиоматических систем и религий.

Архетипы

Нам часто приходится слышать рассуждения о том, что современным людям эпохи постмодерна не понять подлинных постулатов Традиции. Во всяком случае, существующее понимание очень далеко от истины. Возможно это и так, однако архетипы далекого прошлого по-прежнему глядят на нас с хитрым прищуром со всех сторон. В лесах Сибири и Дальнего востока находят мегалитические постройки высотой с пятиэтажный дом, а на родине мондиализма США до сих пор зияют руины готического «Нового Капитолия» и других архитектурных сооружений времен гугенотов. Глядя на загадочные курганы, оставленные нашими великими предками по всей территории Евразии, невольно приходишь к мысли, что незачем нам, русским, изобретать велосипед, вновь возводя химеры очередных национальных идей, когда все уже придумано за нас.

Русское будущее

Северная часть евразийского материка с древних времен была территорией, куда стекались все недовольные миропорядком пассионарии: китайцы бежали к кочевникам гуннам, монголы – в Тартарию, русские крестьяне – к казакам на Дон или в леса к Стеньке Разину и другим повстанцам. Вот и получается, что Евразия – это земля изгоев, странников, революционеров и романтиков, которая будет являться вечной альтернативой всему миру. Эта земля всегда будет пугать «цивилизованных» господ и манить маргиналов со всего мира, чтобы у них и у нас прямо прямо сейчас не происходило. Дело осталось за малым: собраться всем живым и мыслящим индивидам и коллективам, сесть вокруг костра и подробно описать нашу русскую миссию. Изучить наше прошлое, осмыслить настоящее и сделать смелый шаг в будущее. Оставим Западу их цифровое рабство, а Востоку – их «первобытный» и скучный уклад. Нас ждет свое родное активное русское будущее!

Татьяна Вершинина, специально для «Интеллектуальной среды», 10.09.2017 г.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *