Национально-ориентированная журналистика: 12 тезисов

Posted in Без рубрики and tagged , .

Здравствуйте. Меня зовут Сергей Громов. Я одиннадцать лет занимаюсь копирайтом и журналистикой, так что думаю, что с полным правом могу считать себя профессионалом. Впрочем, грань между копирайтом и журналистикой в современном информационном мире порой бывает довольно тонкой, а потому даже разные эксперты и заказчики статей порой понимают ее несколько по-разному.

Общее количество созданных мной за это время текстов составляет порядка 8000. Точный подсчет затруднителен, так как я работал на разных площадках (биржах текста) и сотрудничал со многими интернет-сайтами напрямую. Я фрилансер, работаю с домашнего компьютера, так что могу просто не сотрудничать с теми проектами, которые не считаю качественными или прекращать сотрудничество с теми проектами, с которыми мы теряем взаимопонимание.

Я пишу все это не в плане хвастовства или саморекламы, а для того, чтобы читатели поняли, что в данном случае речь идет не о голой теории, а о выводах, которые были сделаны мной на основании более чем десятилетнего опыта активной работы в данной сфере. Я не звезда, я средней руки журналист. И в России полно журналистов моего уровня. Просто есть вещи, которые профессиональные журналисты по ряду причин не хотят писать или не хотят акцентировать на них внимание, а я независимый журналист и меня не сдерживает ни позиция начальства, ни какая-либо внутрикорпоративная этика.

Я наемник или ронин, как вам больше нравится. Истина всегда была приоритетам в моих статьях, как бы пафосно это ни звучало в наше время. Далее я не буду городить излишне усложненную длинную статью с кучей теории, а просто приведу двенадцать тезисов, дополненных небольшими советами. Понимание данных тезисов, на мой взгляд, будет полезно национально-ориентированным журналистам. Начнем:

1) Если вы хотите стать профессиональным журналистом, трижды подумайте, нужно ли вам это. За последние двадцать лет, в силу развития интернета, журналистика изменилась до неузнаваемости. Сто лет назад в условной европейской стране было 30 больших городов, в каждой из которых выходила своя газета, а то и две-три конкурирующие газеты. Все они получали важные новости из других городов по телеграфу и телефону. И потом 50 журналистов в 50 газетах писали фактически одно и то же. Это вытекало из уровня развития техники. Сейчас бумажные газеты и журналы стремительно уходят в прошлое. А люди читают новости в интернете из 5-10 крупных ресурсов. Остальные ресурсы просто не попадают на главную страницу Яндекса или Мэйл.ру, и их мало кто читает. Есть довольно интересные области знания, по которым на всю страну всерьез работают два-три активных журналиста. Всю популяризацию физической антропологии в России сегодня ведет в основном один человек – ученый Станислав Дробышевский, обладающий чудовищной работоспособностью. Это для примера.

2) Из первого пункта вытекает вопрос – сколько журналистов нужно России. К 2021 году по моим подсчетам, которые довольно приблизительны, в России останется порядка 15 тысяч профессиональных журналистов, то есть людей, которые реально обеспечивают себя (и свои семьи, если уже завели) преимущественно журналистикой. Это считая популярных видеоблогеров и даже знаменитостей, выкладывающих свои фотки в Instagram с огромным количеством подписчиков. То есть желающих будет очень много, а вакансий останется очень мало. Придет время специалистов в разных профессиях и отраслях знания, которые пишут редко (условно говоря, раз в месяц), зато очень по делу. Союз журналистов России, который утверждает, что в него входят 70 тысяч человек (но списков не дает), абсолютно бессмысленная и рыхлая организация, которая даст корочку любому, кто будет платить им членские взносы. Все эти советского типа союзы в XXI веке вообще не нужны. Журналист должен писать на тех площадках, которые считают возможным с ним сотрудничать. Он отвечает своей репутацией в обществе за то, что он пишет, а за явную клевету он может ответить и по закону. Этого достаточно, союз журналистов излишен – слишком уж децентрализована наша профессия.

Конечно, людей, которые будут что-то писать, будет в разы больше и в 2021 году, но если ваш блог читает 100 человек в месяц, то, скорее всего, вы не журналист, а гуру экзотической религиозной секты. Ну или просто вас иногда читают ваши друзья, знакомые и родственники, радуйтесь тому, что у вас много друзей. Будут и пишущие профессионалы, о которых я упоминал выше, которые будут писать редко, но хорошо, но не будут являться профессиональными журналистами – таких и сейчас много. Но их число на 2021 год подсчитать очень затруднительно.

3) Но есть и хорошая новость. Если вы хотите писать и считаете, что вам действительно есть что сказать читателям, то вы живете в самое лучшее для этого время за всю историю человечества. Площадок для публикации много, однако очень многие начинающие журналисты делают большую ошибку, тратя месяцы и годы на создание собственной площадки, при том, что им по всем параметрам, было бы логичнее сотрудничать с уже существующими площадками. Нет, если вы хотите раскрутиться как видеоблогер на YouTube, вам, конечно потребуется свой канал. Но если вы, допустим, хотите писать ВКонтакте про живопись или политику, то есть на какие-то популярные темы, то в 9 случаях из 10 вам не нужно создавать собственную группу. Предложите свои услуги уже существующим группам, концепции которых вам близки, напишите для них бесплатную тестовую статью. Если у вас хороший уровень, вам, скорее всего, пойдут навстречу. Хотите создавать свою группу под свои оригинальные темы, идеи или концепции – это ваш выбор, но на ее раскрутку могут уйти годы и вам, вероятно, потребуется затратить много сил с минимальной финансовой и моральной отдачей на первом этапе. Зато вам не надо быть журналистом по образованию, или иметь научную степень, для того чтобы писать в социальных сетях.

4) Не читайте много материалов по теории журналистики, копирайту и тому подобным вещам. Если привыкли подходить ко всему серьезно, осторожно и по-научному, прочитайте пару книг по данным темам и начинайте писать. Прочитаете пять книг – скорее всего только запутаетесь. Журналистика – творческая работа, мир быстро меняется, а что и как писать не знает в точности никто. Если будете работать над собой и над своими темами, то в один прекрасный момент вы начнете понимать это интуитивно. Не всякое профессиональное знание можно достаточно точно передать словами, хотя я понимаю, что за этот тезис некоторые могут обвинить меня в метафизике и уклоне в восточную философию. Если у вас другая основная работа, выберите не слишком затасканную тему и пишите по 10-12 статей в год. Через 5 лет у вас будет 50-60 публикаций и вы будете считаться экспертом, если пишете хорошо, вне зависимости от отсутствия/наличия разного рода чинов и званий.

5) Пишите максимально близко к реальности. В наше время почти у каждого есть фотоаппарат и страничка в социальной сети. Если будете откровенно врать и фальсифицировать – вероятность 90%, что это публично вскроется, причем довольно быстро. И это нанесет вред и вашей репутации, и репутации тех взглядов или организаций, которые вы представляете. Соврете два-три раза, вам перестанут верить и могут отвернуться даже свои. Дали недостоверную информацию – имейте смелость и признайте это публично, безотносительно личности тех, о ком это написали.

Я не идеалист, просто честь не продается, а репутация в профессии журналиста банально влияет на количество ваших читателей и ваш уровень дохода. 80% населения в России более-менее русские. Наши политические противники в основном всячески отрицают и искажают реальность для защиты своих коммерческих и институциональных интересов. Ну или просто из желания биться головой об реальность, такое тоже бывает. В любом случае, они будут врать, не краснея и отстаивать самые безумные концепции, только чтобы у нас и наших детей не было ни денег, ни власти, ни медицины, ни пенсии. Этих людей уже не исправить. Поэтому правда в ваших статьях по любым не чрезмерно теоретическим отраслям будет идти на пользу русским. Даже если 10% от того, что вы пишете, будет неприглядной для русских правдой, это тоже будет полезным. Чтобы решить проблему, ее надо сначала осознать.

6) Общайтесь с экспертами. Вам, возможно, будет сложно в это поверить, но даже известные иностранные специалисты на 80% дадут вам бесплатную консультацию или даже интервью, если вы проявите уважение к ним и интерес к их работе. Напишите им письмо с вопросами, ответов на которых нет в Google и на их официальных сайтах. Специалисты – люди увлеченные, они обычно не против дать полезную информацию единомышленникам или журналистам. Сейчас у большинства специалистов есть открытый адрес электронной почты, а международный язык общения де-факто английский. Иногда лучше написать одно электронное письмо, чем писать конспирологические статьи на основе своих домыслов. Люди почти всегда рады уточнить свои взгляды, если узнают, что кто-то их неправильно интерпретировал. Кстати, даже Google-переводчик сейчас переводит между русским и английским так, что это позволяет нормально общаться с иностранцами.

7) Развивайтесь. Получайте информацию с серьезных ресурсов. Уйдите с дегенеративных каналов на YouTube и из дегенеративных групп ВКонтакте. Вы не сможете писать нормальные статьи и получить интерес со стороны читателей, если приучитесь мыслить в системах координат, интеллектуальный уровень которых ниже среднего. Читайте и смотрите тех, кто компетентнее вас, чтобы что-то понимать. И не только по своим темам. Время узких специалистов прошло. Я каждую неделю смотрю по одной лекции академического ученого на YouTube или научно-популярный фильм (в среднем это 50 минут) по самым разным темам, потому что никогда не знаешь, какие именно факты, концепции и системы оценки тебе пригодятся при написании очередной статьи. Нельзя всего знать и все помнить. Но если вы что-то запомните в общих чертах, вы почти наверняка сможете найти это заново с помощью поисковых систем (Яндекс и Google) в более развернутом виде, если данная информация потребуется вам для написания статьи.

8) Не распыляйте силы по разным площадкам. Одно дело сотрудничать с раскрученным проектом на уровне написания для него одной статьи в месяц. И совсем другое — писать одновременно для профильного сайта, социальных сетей… Твиттер вообще дегенеративная площадка: его 140 символов на сообщение — это «слезы» даже для английского языка, а для русского языка, который в среднем несколько менее емок, так это вообще «смех». Интерес к нему был лишь поначалу, большинство умных людей там не сидят. Я знаю, что журналисты старой формации закидают меня тапками за это утверждение, но сейчас самое перспективное место для публикаций в России, это профильные группы ВКонтакте. Уже несколько лет как аудитория по многим темам перетекает с профильных сайтов туда и многие успешные прежде сайты по разным темам либо закрылись, либо находятся в полумертвом состоянии с нулевыми перспективами на будущее. Читатель должен иметь возможность прочитать ваши основные тексты в одном месте. Если работаете на три проекта сразу и иначе не получается, то делайте хотя бы репосты самых важных своих статей на своей страничке ВКонтакте.

9) Если вы национально-ориентированный журналист, то вы должны трактовать факты, исходя из русских национальных интересов, а также интересов других коренных народов России, за которыми мы тоже можем признавать свои интересы в определенных пределах, но это уже во вторую очередь. Но опять же, ваша трактовка должны быть основана на реальных фактах и тенденциях, а не быть насквозь тенденциозной и высосанной из пальца. Еще лучше будет, если вы сможете не только трактовать факты, а предлагать в своих статьях реалистичные варианты решения возникающих проблем. Тогда вам вообще цены не будет. Национально-ориентированный журналист не обязательно должен писать о политике. Поддерживайте в своих публикациях хорошее, а не дегенеративное, русское искусство, компьютерные игры, бизнес, что угодно. Хорошие начинания должны жить и развиваться, а плохие начинания пусть живут на свои деньги, если их авторы не могут взять себя в руки.

10) Что касается денег, то сегодня журналистика в России – это средний заработок. Рассказы о богатых журналистах и фрилансерах сильно преувеличены. Такие есть, но их единицы. Большинство из них – раскрученные политики или работники федеральных СМИ, которые подконтрольны государству или корпорациям. Без связей туда почти невозможно пробиться. Может это и лучше. Помимо государственных и либеральных пропагандистов, в нынешних условиях в честной русской журналистике остаются только фанаты своего дела, которые не могут не писать.

11) Пишите в основном для национально-ориентированных проектов. Для других проектов можете писать, если это идет на пользу русским интересам, и в том случае, если ваше мнение там не будут сокращать и сопровождать издевательскими предисловиями, в которых написано, что ваша статья публикуется из милосердия, а ваше мнение глубоко осуждается редакцией.

12) Правых медиа в России сейчас меньше, чем хотелось бы. Не бойтесь создавать новые или поддерживать начинающие правые медиа, в том числе и посвященные специализированным темам. Любой проект не вечен. И даже если проект, что называется, «не взлетит», наиболее удачные его статьи могут хорошо разойтись по социальным сетям, а у вас останутся примеры статей для новых заказчиков и знания по тем темам, которые вы разрабатывали. При современных средствах связи вы в любой момент можете попробовать договориться о сотрудничестве с другими проектами.

Успехов, молодые (и не очень) русские национальные журналисты!

Сергей Громов

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *