Китай превращается в икону для альтернативных правых по всему миру

Posted in Аналитика, Главное, Новости and tagged , , , .

Недавно на сайте Московского центра Карнеги, мнение экспертов которого, по подавляющему большинству вопросов не совпадает с нашим, был опубликован материал, который мы не могли оставить без внимания.

Вот некоторые выдержки оттуда:

«Альтернативные правые, число которых по всему миру только растет, — порождение 2000-х годов и триумфа неолиберальной экономики. Описать их идеологию невозможно, среди них есть люди очень разных политических взглядов, объединенные лишь одним: сильной фрустрацией, тоской по «ушедшим временам» и антиэлитистским настроем.

Чувства эти они испытывают потому, что находятся под сильным давлением двух сил: культурной глобализации и экономической либерализации. Такие люди жаждут сильной руки, чтобы она «расставила все по своим местам», прекратила то, что не нравится, и подстегнула то, что нравится, а также защитила от «врагов», которых не вписавшиеся в глобализацию люди винят в своих неудачах».

«Для этих людей Китай выглядит как государство, которое заботится о своих гражданах намного лучше, чем их собственные страны. Благодаря торговой войне они узнали, что Китаю, оказывается, удается умело использовать глобализацию, не позволяя ей разрушать жизнь людей. Оказывается, можно было не открывать рынок, а, наоборот, оградить его видимыми и невидимыми барьерами, продавать в сотни раз больше, чем покупать, обеспечивая людей работой, а бюджет — деньгами на дороги, школы и больницы. Оказывается, можно было вступить в ВТО, а потом наплевать на его правила и субсидировать свои предприятия, не давая им разориться в кризис. Получается, что мы на Западе глупее китайцев, которые обратили против нас наше же оружие — свободную экономику.

Китайское государство со стороны выглядит именно таким, каким его хотелось бы видеть  людям, раздавленным тяжелой поступью истории. Оно вроде бы монолитно, оно управляется единой волей, оно свято хранит свои правила и устои и препятствует любым попыткам посягнуть на его культуру извне».

«… Китай становится государством с синкретической идеологией, в основе которой лежит национализм и культ традиции; жесткой авторитарной властью; боязнью непохожих (например, синьцзянских мусульман); отсутствием гражданских свобод; культом верховного лидера, чьи мысли сразу же становятся частью официальных документов и повседневности людей; большим государственным и полугосударственным сектором, функционирующим на корпоративистских началах; всепроникающей слежкой на базе передовых технологий и все более агрессивной внешней политикой, одна из основ которой — территориальные претензии к большинству соседних государств и миф об утерянном могуществе».

«Нынешнее руководство Китая не может восстановить веру граждан в социализм, поэтому вынуждено на ощупь искать в народной толще те струны, играя на которых можно сохранить контроль над страной. До настоящего фашизма или нацизма КНР вряд ли сможет дойти — для этого Китай слишком стар (тоталитарные идеологии — удел стран с легковозбудимым молодым населением), богат, сложен и хаотичен. Но проецируемый во внешний мир образ Китая однозначен: это государство с железной дисциплиной, четкой целью и руководством, намеренным ни перед чем не останавливаться ради ее достижения».

Напомним, в середине марта в мечетях города Крайстчерч в Новой Зеландии произошла стрельба, после чего еще одна — в мечети пригорода Линвуда. Полиция задержала одного из стрелков — 28-летнего белого австралийца Брентона Тарранта, который придерживается крайне правых взглядов. Убийца 52 человек Таррант — весьма пассионарная личность: успел побывать в Украине, призывал убить Ангелу Меркель и написал свой собственный ультраправый манифест. Вот, что он пишет о себе себе: «Государство с политическими и социальными ценностями, которое ближе всего к моему идеалу, — Китайская Народная Республика».

Мнение редакции: с такими раскладами у руководства КНР есть неплохие перспективы существенно улучшить свой международный престиж. Не в среде европейского истеблишмента, но среди тысяч социально активных, образованных и обеспеченных граждан Евросоюза. Для этого им нужно перестать говорить о «партнерстве», «паритете интересов» и «единой исторической судьбе», но в полную силу задействовать тот образ, который сформировали западные СМИ: Китай как государство-корпорация, приоритетом для которого является сохранение традиций и единства нации. Патернализм и забота о каждом члене государства-семьи, — во внутренней политике, экспансия и агрессивность — во внешней. Такая формула способна привлечь на сторону Китая широкие массы разочарованных в глобализации по всему миру.

 

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *